Музей боевой и трудовой славы «ПАМЯТЬ » Волокской средней школы открыт 31.08.2023. Его открытие – это не только дань памяти участникам Великой Отечественной войны, но и патриотическое воспитание школьников. Необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, не повторяли их ошибок, а вносили свой вклад в развитие духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются воспитанием. Большое значение в развитие человека принадлежит не только умственное и физическое, но и нравственное воспитание.
Помещение музея занимает 2 комнаты общей площадью ____ кв.м. Музей расположен на первом этаже здания школы. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах.
В совет музея входит: 7 человек, которые отвечают за работу 7 отделов: 1. лекторская группа; 2. экскурсионная группа; 3. отдел корреспонденций; 4. исследовательская группа; 5. художественно – оформительская группа; 6. фондовая группа; 7. организационная группа.
Разделы экспозиции:
- «История Волокского поселения и МАОУ СОШ д.Волок».
- «Героям и ветеранам ВОВ посвящается…».
- «Предание старины глубокой».
- Фонды музея: всего экспонатов - ----(из них подлинные - -)
Доминирующими принципами деятельности музея являются: принцип гуманизма; принцип демократизации; принцип творчества и увлекательности; принцип сотрудничества; принцип культуросообразности.
Основные направления краеведческой работы: поисковая; музейная (экскурсионная); творческая; исследовательская.
Участие детей в музейной работе представляет огромные возможности: учащиеся приобщаются к своей локальной истории, изучают памятники местного значения, встречаются с односельчанами, проводят экскурсии, приобщаются к культурному наследию прошлого, что позволяет сохранить «культурно-историческую» среду. Это действительно сегодня важно и ценно, так как приобщение к истории создаёт единство всей жизни с укладом народа, его общей культурой. Школьный музей – это активное звено в системе приобщения к истории, культуре своего края, важное звено учебно-воспитательной работы в школе.
Цель краеведческой работы – создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей.
Задачи:
- приобретение навыков исследования, поиска учащимися;
- воспитание уважения и любви к своему краю, как особо значимой области исторического сознания;
- развитие экскурсионной деятельности;
- научить учащихся работе с информационной базой источников школьного музея.
Предполагаемый результат: Достижение социальной компетентности обучающимися. Формирование образа нового человека, человека 21 века: тонкой души, человека, способного понять другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира, любить свою Родину, уважать традиции, приумножать историческое наследие, развитие патриотических качеств.
Все экспонаты в нашем музее разделены по разделам:
Первый раздел - этнографический раздел, показывающий жизнь и быт крестьян в прошлом. Когда смотришь на эти экспонаты, попадаешь в совсем другие времена. Каких только инструментов, предметов быта, обихода здесь нет - всё, чем пользовались сельские жители в своей жизни. Каждый экспонат имеет свою историю. И наши экскурсоводы с любовью рассказывают о них.
Ранее школьная пионерская организация носила имя Яши Рыбакова. В парке на улице __ установлен памятник.
Ежегодно на базе музея школы проводятся тематические экскурсии, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Ежегодно проводятся учебные занятия: «История д.Волок» - 2-4 классы, «Улицы моего села. Волока» - 2 класс, «История вещей» - 4 класс, «Герои в нашей жизни» - 5-6 класс, «Мы рождены быть патриотами» - 9 класс, «Школьник и война» - 7 класс, общешкольное мероприятие «Посидим по-хорошему» 5 – 9 классы, «История моей школы» 1-9 классы, проводятся ежегодно уроки мужества.
Активисты школьного музея увлечены своей деятельностью: экскурсионная работа организуется ими самостоятельно, учащиеся проводят исследования, прикасаясь к историческому времени, работая с людьми, которые сохранили историческую память.
Bторой раздел - история села и школы . Здесь представлены материалы по селу, об изменении его территории, материалы об односельчанах - героях труда, первых коммунистах и комсомольцах, о знаменитых людях нашего села. Богатые исторические материалы о родной деревне, о колхозе «именпи Ленина», о школе. Эти материалы помогают учителям воспитывать истинно патриотические чувства у школьников. Все эти представленные работы выполнены на основе фондовых источников музея, что отражает реализацию главной задачи школьного музея – посредством музейных экспонатов раскрывать историю села, боевого пути солдат военного времени, создавать библиографические описания односельчан.
Музей школы посещают жители села, дарят музею экспонаты. Частые гости нашего музея – это не случайность. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – наш музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории.
Фондовое пополнение музея осуществляется собственными силами: краеведами школы и жителями села, как условие деятельностного сотрудничества. Всю свою творческую деятельность учащиеся основывают на поисковой работе, связанной с различными источниками информации: архивными документами, фотографиями, книгами, заметками периодической печати, интервьюировании, анкетировании, наблюдении. Обращение к различным видам информации позволяет устанавливать более конкретную и обоснованную достоверность истории предметов, давать исторические оценки. Постепенно у школьников, в результате музейной работы происходит как бы переоценка ценностей: что не замечалось раньше, теперь наполняется новым смыслом, новым содержанием, старинные вещи приобретают в сознании учащихся совершенно новое звучание именно тогда, когда они с ними соприкасаются.
Третий раздел - это уголок боевой славы. Здесь хранятся экспонаты военных лет: осколок снаряда, ствол пулемета, земля, привезенная школьниками с мест боев, где воевал наш односельчанин Герой Советского Союза Иван Иванович Фирсов. Это суровый раздел, который рассматриваешь с содроганием в сердце, с комком в горле. Здесь же есть и данные о работниках тыла, об их героическом труде во времена Великой Отечественной войны. Это фотографии и материалы а электронном виде, посвященные фронтовикам и труженикам тыла.
Краеведы школы организуют системно акции «Бессмертный полк», «Ветеран», «Милосердие», «Я – гражданин!». Составляются биографические описания участников Великой Отечественной войны.
Для нас, наследников Великой Победы, «Бессмертный полк» - это не просто акция, это символ величия человеческого духа, отваги, мужества, вечной славы и беззаветной любви к Отечеству и своему народу.
Четвертый раздел «Ребята с нашего двора» рассказывает о жителях поселка, выпускниках школы, участниках СВО.
Подготовлены экскурсоводы из учащихся по темам:
- Наши ветераны - участники Великой Отечественной войны.
- По местам боевой славы.
- История нашей школы.
В работе музея уделяется много внимания топонимическим сборам, выявляются микротопонимы, что имеет большое познавательно-информационное значение. Фондовое использование экспонатов и материалов находит отражение при написании исследовательских проектов учащихся, развитию индивидуальности личностного статуса детей (через поиск-исследование). По определённым проблемам определяется практичность их состояния, овладение навыками анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования. На протяжении всего времени активисты нашего школьного музея активно сотрудничают со средствами массовой информации предоставляя сведения о поисковой работе, встречах с ветеранами, публикуются сочинения учащихся, исследовательские проекты (фрагментарно), стихи учащихся.
Научно-исследовательская работа. Руководителями и активом музея ведется работа с архивными документами, берутся интервью у старожилов села, проводится анализ и систематизация музейного материала.
Поисковая работа позволяет собирать интереснейшую информацию. Встречи со старожилами села, его жителями создают особый влиятельный воспитательный аспект для учащихся. Созданная психологически-позитивная обстановка деятельностного сотрудничества определяет условия для радостного общения, своими впечатлениями делятся не только гости, но и ребята. Так, в результате взаимодействия, на протяжении последних лет в музее школы созданы экспозиции: история села Новоникольского, история судеб отдельных личностей, история пионерской организации. Отзывы о посещениях музея эмоционально - позитивны.
Занимаясь краеведением, учащиеся в процессе поиска информации при взаимодействии с другими субъектами выражают свои жизненные ценности, становятся более ответственными в деятельности. Организуемая работа имеет практическую значимость; воспитывается любовь и уважение к истории; чувства патриотизма, личной сопричастности к возрождению и духовному обновлению.
- Мероприятия к годовщине Победы
- МАОУ СОШ д.Волок» и ее филиалах в рамках празднования 1 Мая в были проведены мероприятия: классные часы: «День весны и труда – 1 мая!», «История возникновения праздника 1 Мая», «1 мая – праздник Мира, Весны и Труда», в старших классах прошел Единый урок гражданственности.
- Обучающиеся 1-5 классов приняли участие в выставке рисунков «Цвети Земля». Члены кружка декоративно - прикладного творчества «Волшебство бисера» организовали выставку своих работ из бисера «Цветы Весны», весело и интересно прошел спортивный праздник, посвященный 1 Мая «Здравствуй май».
- Накануне праздника в образовательных учреждениях были организованы экологические субботники. Учащиеся убирали школьный двор, спортивную площадку, территорию близ лежащих родников, территорию возле обелисков.
- 9 мая – знаменательный праздник. В соответствии с планом работы по подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, в целях реализации задач патриотического и гражданского воспитания в МАОУ СОШ д.Волок». и ее филиалах учителя и обучающиеся организовали и провели яркие, эмоционально насыщенные мероприятия, освещающие подвиг народа в годы войны.
- 6 мая учащиеся МАОУ СОШ д.Волок». приняли участие в праздничном районном мероприятии, посвященном годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этот торжественной день от педагогического коллектива и учащихся школы к воинскому мемориалу была возложена гирлянда, а так же было организовано шествие «Бессмертного полка»
- На кануне праздника во всех образовательных организациях были оформлена выставка рисунков обучающихся «Этот День Победы», а так же выставки работ учащихся «Письмо ветерану». Во всех образовательных учреждениях в различных формах (устный журнал, викторина, классные часы, презентация «Наши земляки в боях за Родину») прошли мероприятия, основным содержанием которых были события Великой Отечественной войны и рассказы о людях, ковавших победу на фронте и в тылу. Учащиеся вспомнили основные сражения: битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, познакомились с подвигом защитников Брестской крепости, узнали о детях блокадного Ленинграда, о тружениках тыла, которые делали все, чтобы дать армии совершенное оружие, одеть, обуть и накормить солдат, следуя лозунгу «Все для фронта! Все для Победы!». Во всех школах прошли праздничные концерты
- Члены волонтерских отрядов в рамках Акции «Поздравление ветерану», поздравили ветеранов и тружеников тыла на дому.
- 9 Мая в День Победы обучающиеся школы, учителя, родители приняли участие в шествии Бессмертного полка. С портретами своих бабушек, дедушек, односельчан колонны школьников и жителей села проследовала к памятникам односельчанам, погибшим в годы ВОВ. Ребята читали стихи в память о воинах, не пришедших с войны, пели песни военных лет.
- Как дань уважения и почтения всем погибшим в Великую Отечественную войну к памятникам были возложены цветы и венки. В конце митинга в небо были выпущены голуби, как символ мира.